28 апреля 2015 года на базе УО «Костюковичская районная государственная гимназия» прошел семинар для учителей четвертых классов учреждений общего среднего образования и воспитателей средних групп учреждений дошкольного образования по теме
«Преемственность дошкольного и начального образования в современных условиях: организационный, содержательный и образовательно-технологический аспекты».
Целью данного мероприятия явилось совершенствование профессиональных умений педагогов по обеспечению преемственности в обучении, развитии и воспитании обучающихся и воспитанников.
Открыла семинар Соловьева Е.И., методист РУМК, которая определила значимость рассматриваемого вопроса в современных условиях, подробно проанализировала нормативные правовые документы по обеспечению преемственности.
Об организационно-управленческом аспекте преемственности дошкольного и начального образования, реализации единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального образования рассказала заместитель директора по учебной работе УО «Костюковичская районная государственная гимназия» Турпакова А. А.
Данилова Н.М., воспитатель старшей группы ГУО «Ясли-сад № 2 «Солнышко» г.Костюковичи» осветила вопрос «О реализации учебной программы дошкольного образования «Образовательная область «Элементарные математические представления» с детьми дошкольноговозраста.
Как реализуется учебная программа «Математика» с учащимися начальной школы в учреждениях общего среднего образования рассказала Лелебина Л.Н., учитель начальных классов, УО «Костюковичская районная государственная гимназия».
Об использовании современных образовательных технологий в учреждениях дошкольного образования и начальной школы слушали Михалькову Ирину Васильевну, учителя начальных классов ГУО «Средняя школа № 4 г.Костюковичи».
Педагог-психолог ГУО «Средняя школа № 2 г.Костюковичи» Курзенкова О.С. говорила о совместной деятельности педагога- психолога и педагогов по организации преемственности дошкольного и начального образования, качественном психолого-педагогическом сопровождении, которое позволит не только преодолеть возникающие трудности в процессе обучения, но и предотвратить их.
«Одним из важнейших критериев качества образования выступает состояние здоровья ребёнка, и, говоря о преемственности, нельзя не уделить внимания этому вопросу», – отметила в своем выступлении «О преемственности в деятельности учреждений дошкольного и общего среднего образования по вопросам создания здоровьесберегающей среды, сохранения здоровья обучающихся» Коршунова О.П., учитель начальных классов ГУО «Муравильский учебно-педагогический комплекс ясли-сад – средняя школа Костюковичского района».
При подведении итогов методистом РУМК Соловьевой Е.И. было отмечено, что правильно организованная работа по преемственности – залог успеха обучения детей в начальной школе, позволяющий обеспечить «плавный» и максимально безболезненный переход ребёнка на новый уровень образования, фактически в новую социальную среду. И задача педагогов осуществить это на практике.
Также на семинаре состоялась презентация выставки «Нормативно-правовое и учебно-методическое обеспечение преемственности дошкольного и начального образования».
Для практического реализации преемственности дошкольного и начального образования педагогам рекомендовано:
- Согласование целей и задач дошкольного, начального образования для реализации единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного обучения.
- Подчинение образовательного процесса в дошкольном учреждении и начальной школе становлению личности ребенка, развитие его компетентности (физической, интеллектуальной, личностной, коммуникативной).
- Создание в дошкольном учреждении и начальной школе развивающей предметной среды, функционально моделирующей содержание деятельности детей.
- Использование на начальном этапе обучения в 1 классе разных видов деятельности творческого характера (самодеятельные игры, техническое и художественное моделирование, словесное творчество, музыкальные, танцевальные импровизации).
- Использование различных форм обучения «неурочного» типа, включающих специфические виды деятельности детей на интегральной основе.
- Отказ от жестко регламентированного обучения в 1 классе (статичных поз на уроках, ответов с поднятой рукой и т. д.).
- Максимальное обеспечение двигательной активности детей в школе на уроках физкультуры, больших переменах, а также в процессе внешкольной работы.
- Более широкое использование методов, активизирующих у детей мышление, воображение, память; поисковой деятельности (элементы проблемности в обучении); сочетание задач открытого и закрытого типа, имеющих варианты «правильных» решений.
- Осуществление интеграции предметных областей знаний дошкольного, начального образования, обеспечивающей адекватность содержания обучения шестилетних детей в 1 классе.
- Изменение форм общения детей на занятиях в детском саду и на уроках в школе; обеспечение возможности ориентироваться на партнера-сверстника, взаимодействовать с ним, учиться у него.
- Поддержание диалогового общения между детьми, признание права ребенка на инициативные высказывания и аргументированное отстаивание своего мнения, право на ошибку.
- В образовательном процессе дошкольного учреждения и начальной школы основным должно стать общение педагогов с детьми, которое способствует развитию у них активности, инициативности, чувства собственного достоинства и самоуважения, формирует уважение и доверие к взрослым.
- Создание условий для полноценного физического развития, укрепления здоровья, профилактики утомляемости (не следует перегружать детей учебной информацией, скучными и однообразными заданиями), создание мажорного эмоционального фона, включение в занятие пауз, минуток отдыха в виде психогимнастических игр и упражнений.